Дистанция

Частая причина ДТП на дорогах — несоблюдение водителями дистанции. По ПДД мы должны держать такую дистанцию, которая позволит остановиться в случае экстренного торможения или остановки впереди движущегося транспортного средства. Конкретных цифр нет. Давайте разбираться, как же выбирать дистанцию.
Во-первых, дистанции есть разные: до автомобиля впереди при движении и при остановке и дистанция до автомобилей, движущихся или стоящих сбоку (боковой интервал). Во всех этих видах дистанции вижу много ошибок у водителей.
Дистанция до впереди движущегося т/с

Давайте выберем единицу измерения дистанции. Мы можем измерять её в метрах, но с точностью сказать во время движения, сколько метров до впереди движущегося объекта могут только люди узкого круга профессий. Да ещё и при изменении скорости дистанция в метрах меняется и нужно держать в голове много информации. Выход есть, будем считать дистанцию в секундах, то есть нам нужно понять, сколько секунд между нами и нашим попутчиком впереди. Во время движения мы проезжаем неподвижные объекты: столбы, светофоры, доски рекламы, разметку. И когда автомобиль впереди проехал объект, от которого мы будем вести отсчёт, мы начинаем считать, через какое время мы доедем до этого объекта.

Сколько секунд держать дистанцию? Для этого давайте разберёмся во времени реакции водителя. В среднем у водителя уйдёт около полутора секунд на то, чтобы увидеть, принять решение и выполнить действие, то есть, если автомобиль впереди начал экстренно тормозить, то водитель позади примерно 1,5 секунды будет двигаться с той же скоростью и только после этого начнёт торможение. Добавляем запас и в итоге я рекомендую держать дистанцию не менее 3 секунд для опытного и не менее четырёх секунд для начинающего водителя. Если добавляются факторы, неблагоприятно влияющие на безопасность (дождь, снег, туман, гололёд, «хвост» позади) — на каждый из факторов добавляем ещё минимум по секунде. Кстати, «хвост» позади нас, то есть водитель, не соблюдающий дистанцию — это достаточно неприятный и небезопасный момент. От такого водителя можно аккуратно избавиться, плавно снижая скорость и создав ему неудобные условия. Если же избавиться не удаётся — увеличиваем дистанцию до впереди движущегося транспорта минимум на 2 секунды, чтобы при возникновении необходимости тормозить у нас было в запасе время предупредить наш «хвост» аварийкой и стоп-сигналами, избежав ДТП.
Дистанция при остановке

При движении в городе мы часто останавливаемся на перекрёстках, ожидая разрешающего сигнала светофора. При этом нам необходимо выбрать безопасную дистанцию до остановившегося впереди транспортного средства. Для выбора я перечислю несколько факторов: 1) в нас по разным причинам могут врезаться сзади; 2) водитель впереди может покатиться назад; 3) водитель впереди может сломаться и не уехать при включении зелёного сигнала светофора; 4) под машиной впереди может быть какое-либо препятствие: кирпич, мусор, открытый люк, и перед началом движения нам будет выгодно увидеть дорогу перед нашим автомобилем; 5) при достаточной дистанции мы можем начинать движение одновременно с автомобилем впереди, а не дожидаться, пока он начнёт движение — таким образом, движение потока может происходить быстрее.

Учитывая вышеописанные ситуации, нам необходимо оставлять себе место впереди. Ориентир простой — при остановке мы должны со своего места видеть задние колёса впередистоящего автомобиля целиком, что обеспечит нам дистанцию около четырёх метров, позволит объехать автомобиль, не включая заднюю передачу и обеспечить безопасность в других ситуациях.
Боковой интервал до припаркованных автомобилей

В условиях движения в современных городах мы часто проезжаем вдоль припаркованных у края проезжей части автомобилей. Основные опасности, подстерегающие водителей — это внезапное появление пешеходов из-за припаркованных машин и открывание дверей в этих стоящих машинах. Мы должны выбрать такую дистанцию, которая обеспечит нашу безопасность в этих ситуациях. Следует держать боковой интервал не менее полутора метров от припаркованных машин — на таком расстоянии пешеход, внезапно появившийся на проезжей части, до нас не «допрыгнет» и открывшаяся дверь не достанет до нашего кузова, а ещё мы имеем тем более выгодный обзор за стоящие транспортные средства, чем дальше от них мы находимся.

Подводя итог, при движении мы держим дистанцию не менее 3−4 секунд до движущегося впереди транспортного средства, при остановке на светофоре нам нужно видеть целиком задние колёса впереди стоящего авто, а боковой интервал до стоящего транспорта выбираем не менее полутора метров.

Обучайтесь вождению в Центре водительского мастерства
Никиты Дегилевича

Серия курсов вождения для любого уровня. Обеспечьте свою безопасность и уверенность на дороге!