Распределение внимания водителя

Одним из важнейших факторов, напрямую влияющих на безопасность и эффективность вождения является то, каким образом водитель распределяет внимание, то есть его взгляд. Взгляд водителя должен решать две основные задачи: траектория и поиск опасностей (препятствий для движения).
1. Траектория. Водитель во время движения должен смотреть туда, куда хочет приехать. И если немного перефразировать последнюю мысль, получим: «мы приедем туда, куда смотрим». Если мы смотрим на опасность (бордюр, столб, стоящий автомобиль), значит в экстренной ситуации велик риск приехать именно в это препятствие. Смотреть нужно на дорогу. Туда, куда мы хотим приехать через некоторое время. Не через секунду, а по меньшей мере через пять. Вообще, взгляд водителя должен быть активным, «сканирующим» окружающее пространство. Нужно видеть и возможные ямы перед автомобилем, и знаки впереди, и то, как водитель через несколько машин впереди начал тормозить. С тем, чтобы видеть ямы впереди нашего автомобиля понятно — смотри на асфальт перед капотом и увидишь. А вот как заранее увидеть тормозящий далеко впереди автомобиль? Смотреть нужно не на машину впереди нас, а стараться заглянуть как можно дальше — например, через стёкла движущегося перед нами автомобиля. Здесь наш обзор взаимосвязан с дистанцией — чем большую дистанцию мы держим, тем лучший обзор и прогнозирование ситуации получаем.
2. Поиск опасностей. Опасности и препятствия — это всё то, что может помешать нам двигаться в желаемом направлении: пешеходы, транспортные средства, бордюры, столбы, деревья и т. д. Высококлассный водитель должен находиться «в активном поиске опасностей», чтобы своевременно принять ключевые решения и добраться в намеченную точку, сохранив в безопасности себя, своих пассажиров и окружающих. Для понимания вероятности возникновения опасностей нужно анализировать дорожные условия: ширину дороги, интенсивность движения, обзорность, видимость, время суток, состояние своё и вероятное состояние окружающих, погодные условия и многие другие факторы. Разберём то, как вышеперечисленные факторы влияют на риск возникновения опасностей.
2.1. Ширина проезжей части. Чем уже дорога, тем менее опасной она воспринимается пешеходами. Если на узкой дороге у нас плохая обзорность, например, из-за припаркованных вдоль дороги машин — снижаем скорость. Пользуемся правилом «узко значит медленно», чтобы при возникновении препятствия мы смогли успеть остановиться.

2.2. Интенсивность движения. Чем более интенсивное движение, тем больше риск того, что кто-то из окружающих нас водителей совершит ошибку, не заметит нас при перестроении и т. п. В этом случае держим дистанцию и стараемся не находиться продолжительное время в мёртвых зонах других водителей.
2.3. Обзорность и видимость. Обзорность и видимость влияют на наш запас времени при появлении опасности. Чем хуже обзор и видимость – тем медленнее едем и стараемся сделать себя заметнее для окружающих. Ближний свет лучше включать всегда. В сильный дождь и густой туман – дополнительно к ближнему включаем заднюю противотуманку, и лучше остановиться у правого края, сделав себя максимально заметным, добавив аварийку.

2.4. Время суток, день недели, а также другие факторы. Утром во вторник в апреле месяце окружающие водители будут в гораздо более эффективном состоянии, чем июльским вечером в пятницу после рабочей недели, везущим вместе с полной машиной родственников накопившуюся усталость. У нас с учеником на глазах водитель встречного автомобиля начал разворачиваться прямо во встречный поток. Водитель – мужчина лет 50-ти, с полной машиной людей, а произошло это жарким вечером в пятницу, когда ему светило в глаза солнце. Анализируем все эти факторы и делаем выводы.

Обучайтесь вождению в Центре водительского мастерства
Никиты Дегилевича

Серия курсов вождения для любого уровня. Обеспечьте свою безопасность и уверенность на дороге!