Выбор скорости движения

Задумывались ли вы о влиянии выбранной скорости на безопасность движения?
Иногда вспоминаю, с какими скоростями я сам когда-то ездил по узким улицам… 60−70 км/ч по тесным дорогам, с двух сторон плотно заставленными машинами. В ДТП не попал, никого не сбил. Можно ли то вождение молодого неопытного парня, не попавшего в ДТП, назвать безопасным? Давайте разбираться.
Многие водители забывают, что скорость нужно выбирать, руководствуясь не только знаками ограничения максимальной скорости. По ПДД РБ при выборе скорости движения водитель должен руководствоваться также другими факторами: обзорностью дороги, интенсивностью движения, особенностями и состоянием транспортного средства, дорожными, погодными и иными условиями, влияющими на видимость дороги в направлении движения.
При возникновении препятствия для движения водитель обязан успеть остановиться. В каком случае водитель сумеет остановиться? Давайте поговорим о тормозном пути.

Тормозной путь — это расстояние, которое автомобиль продолжит двигаться после того, как водитель задействовал тормозные механизмы. С 60 км/ч тормозной путь составит около 15 метров по сухому покрытию. Всё бы ничего, но при возникновении препятствия водитель не моментально нажмёт на педаль тормоза, а пройдёт какое-то время — время реакции. Правильнее будет назвать общий путь остановочным, который складывается из пути, пройденного за время реакции и тормозного пути. Так вот, в среднем одна-полторы секунды уйдут на анализ ситуации и перенос ноги с газа на тормоз, тормозные механизмы задействуются тоже не моментально, поэтому у среднего водителя автомобиль примерно две секунды продолжит двигаться с той же скоростью, и только потом начнёт тормозить. За две секунды при скорости 60 км/ч автомобиль проедет почти 35 метров, и прибавим 15 метров тормозного пути. Пятьдесят метров, или 10 корпусов машин потребуется водителю при возникновении неожиданного препятствия, чтобы остановить свой авто, движущийся на скорости 60 км/ч (и это на сухом асфальте).
Каково же будет удивление многих, что при увеличении скорости на 10 км/ч, остановочный путь увеличится довольно прилично. Тормозной путь увеличится до 20−25м, за время реакции автомобиль проедет почти 40 метров, поэтому остановочный путь составит примерно 62 метра. На два с половиной корпуса дальше, чем при 60 км/ч. Вот такая весомая разница.
Скорость нужно выбирать в зависимости от условий, будучи готовыми к самым неблагоприятным факторам (на узкой дороге, заставленной машинами — внезапно выбежавший из-за припаркованной машины пешеход; в темноте или тумане крайне опасны нетрезвые пешеходы прямо на дороге, внезапные препятствия в виде остановившихся или сломавшихся машин, дикие животные).
На загородной дороге в темное время суток или при недостаточной видимости (дождь, снег, туман) — мы должны успеть остановиться в зоне видимости дороги. Например, понимающие автоспортсмены в тёмное время суток в идеальных условиях (летняя ночь, трасса, ясно) не ездят быстрее 80 км/ч.
Сделаем выводы. Чем более узкая дорога при ограниченной обзорности — тем медленнее едем, я выбираю скорость около 30 км/ч на двухполосной дороге, когда одна из полос плотно заставлена машинами, из-за которых кто-то может выскочить. В темноте мы должны успеть остановиться в зоне видимости. В состоянии усталости за руль не садимся и за рулём не отвлекаемся, т.к. это увеличивает время реакции и остановочный путь. И безусловно, мы должны уметь экстренно тормозить.

Ну, а сейчас я очень благодарен за то, что из-за тех припаркованных машин никто не выскочил, т.к. тот неопытный молодой парень не смог бы остановить машину.

Обучайтесь вождению в Центре водительского мастерства
Никиты Дегилевича

Серия курсов вождения для любого уровня. Обеспечьте свою безопасность и уверенность на дороге!